«Как я нашел Атлантиду»

1004

Описание

Первый перевод на русский язык знаменитой фантастической мистификации неизвестного автора, выдававшего себя за внука первооткрывателя Трои Генриха Шлимана. Сочинение «Пауля Шлимана» — и изящное издевательство над легковерной публикой и многочисленными «атлантоманами», и вполне цельный и увлекательный фантастический рассказ. Настоящее издание — первый русский перевод статьи «Пауля Шлимана» из New York American (20 октября 1912). Редакционные врезки — также написанные, судя по всему, «Паулем Шлиманом» — даны курсивом. Сохранены оригинальные иллюстрации и подписи к ним. На фронтисписе — фотография так называемого «клада Приама», найденного Генрихом Шлиманом в мае 1873 г. под развалинами крепостной стены Трои II.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Пауль Шлиман КАК Я НАШЕЛ АТЛАНТИДУ

Д-Р ПАУЛЬ ШЛИМАН

внук д-ра Генриха Шлимана,

открывшего и раскопавшего древнюю Трою и другие великие города Микенской цивилизации, предшествовавшей и превзошедшей Греческую

КАК Я НАШЕЛ ПОТЕРЯННУЮ АТЛАНТИДУ,

ИСТОЧНИК ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ

В самом поразительном научном повествовании, когда-либо увидевшем свет, внук первооткрывателя Трои рассказывает, почему он верит, что разгадал величайшую загадку мира

New York American 20 октября 1912

Д-р Пауль Шлиман, выдающийся внук покойного д-ра Генриха Шлимана, первооткрывателя древней Трои, стоящего в ряду величайших в мире археологов, представляет нам одно из самых поразительных и завораживающих повествований о научном открытии, когда-либо увидевших свет.

Атлантида — легендарный континент, упоминаемый греческим философом Платоном, который в одном из «диалогов» рассказывает, как жрецы египетского храма в Саисе поведали великому законодателю Солону историю ее разрушения, произошедшего примерно за 9000 лет до Р.Х. В Атлантиде, согласно этому рассказу, обитал великий цивилизованный народ, завоевавший и колонизировавший мир. Отсюда берет начало вся современная культура.

Так называемый Дельфиний хребет, огромное подводное плато, что простирается между 25 и 50 градусами северной широты и 20 и 50 градусами западной долготы, предположительно является затонувшей Атлантидой. Азорские острова считаются вершинами ее величественных гор — единственный оставшийся над водой след затерянного континента.

Если д-р Пауль Шлиман сумеет обосновать свои выводы, будет разрешена величайшая в мире загадка и пересмотрена история человечества; наконец-то раскроются многие тайны.

Примечательно, что именно сейчас, когда д-р Пауль Шлиман решил обнародовать свои открытия, из Англии направляется экспедиция на поиск сокровищ затонувших городов в заливе Кампече, близ Юкатана. Эти города были обнаружены д-ром Эрнестом Марджолисом, который провел четыре года в Центральной Америке; он располагает свидетельствами, доказывающими, по его мнению, что данные города были колониями Атлантиды и погибли во время того же сотрясения земной коры, что унесло на морское дно их метрополию.

Далее следует рассказ д-ра Пауля Шлимана.

КАК Я НАШЕЛ ПОТЕРЯННУЮ АТЛАНТИДУ, ИСТОЧНИК ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ

За несколько дней до своей смерти в Неаполе, в 1890 году, мой дед, д-р Генрих Шлиман, истинный первооткрыватель великой Микенской цивилизации, история которой изложена в творениях Гомера, поручил заботам ближайших друзей запечатанный пакет. На пакете имелась следующая надпись: «Вскрыть может лишь тот из членов моей семьи, кто даст торжественную клятву посвятить свою жизнь исследовательскому труду согласно изложенным здесь указаниям».

За час до смерти дед попросил подать ему лист бумаги и карандаш. Дрожащей рукой он написал: «Конфиденциальное прибавление к запечатанному пакету. Разбей вазу с совиной головой. Обрати внимание на содержимое. Оно касается Атлантиды. Исследуй восточную оконечность развалин храма в Саисе и кладбище в долине Чакуна. Важно. Близится ночь — Lebewohl».

Эту записку он положил в конверт и попросил сиделку передать его тому же другу, которому ранее поручил другой пакет. Просьба была исполнена.

Хотя все так и сгорали от любопытства, мечтая узнать, что же находится в таинственных пакетах, никто из детей или друзей не осмелился сломать печати. Никому не хотелось положить жизнь на алтарь неизвестного предприятия, от которого после не отступишься. Пакеты были помещены на хранение в банки Франции. После нескольких лет учебы в России, Германии и на Востоке я решил продолжить труд моего прославленного деда. То, что хранил он как зеницу ока, должно быть достаточно важным, чтобы посвятить этому жизнь, рассудил я. В 1906 году я принес клятву и сломал печати. В пакетах я нашел несколько документов и фотографий. В первой бумаге говорилось:

«Тот, кто вскроет этот пакет, должен торжественно поклясться, что продолжит работу, оставленную мною незаконченной. Я пришел к выводу, что Атлантида не только занимала огромную территорию между Америкой, западным берегом Африки и Европой, но была и колыбелью всей нашей цивилизации. Ученые много спорили об этом вопросе. Одна фракция считает легенду об Атлантиде совершеннейшей фантазией, основанной на отрывочных сведениях о Потопе, который произошел за тысячи лет до христианской эры. Другие же объявляют легенду исторической истиной, но не располагают неопровержимыми доказательствами.

В числе прилагаемых материалов имеются записи, заметки и указания, которые видятся мне свидетельствами правоты последних. Тот, кто возьмет на себя данную миссию, должен торжественно поклясться в том, что продолжит мои исследования вплоть до получения решающих доказательств и использует эти материалы с тем, что воздаст мне должное в случае открытия Атлантиды. В Банке Франции лежит специальный вклад, который будет выдан подателю вложенной в пакет расписки: этих денег должно хватить на расходы, связанные с исследованиями. Да благословит Всевышний сие великое начинание.

Генрих Шлиман»

Реконструкция затерянного континента Атлантиды, сделанная согласно глубоководным исследованиям правительства США.

Гольфстрим омывал континент, протекая точно там же, где и сейчас; течение поворачивает на восток у отмелей Ньюфаундленда и по пути в Европу огибает подводный Дельфиний хребет, который является, по-видимому, сохранившейся частью утраченного континента Атлантиды.

Концентрические овалы показывают, как был устроен великий город атлантов, по рассказу Платона. В нем имелись три кольца каналов и три зоны суши, прорезаемой четырьмя реками. Этот островной континент, погибший, возможно, около 20,000 лет назад, был колыбелью всей цивилизации. Считается, что Египет был заселен в качестве колонии атлантов, как и Центральная и Южная Америка.

За недостатком места я не могу процитировать все документы — да и не хотел бы этого делать. Но один из наиболее важных с точки зрения моего рассказа документов гласил:

«Когда я в 1873 году производил раскопки развалин Трои на Гиссарлыке и открыл в Трое II знаменитый „клад Приама“, я нашел среди сокровищ необычную бронзовую вазу большого размера. В ней лежали несколько керамических сосудов, различные мелкие изделия из странного металла, монеты из того же металла и предметы, изготовленные из окаменелой кости. На отдельных предметах и бронзовой вазе была выгравирована надпись финикийскими иероглифами. Эта фраза читалась как: „От Кроноса, царя Атлантиды“».

Ты, читающий эти строки, можешь представить себе, как я был взволнован! Вот оно, первое, самое первое материальное свидетельство существования великого континента, легенда о котором пережила века! Эти материалы я держал в секрете, надеясь употребить их в целях изысканий, что станут, в чем я был убежден, много важнее открытия сотни городов, подобных Трое. Но сперва я должен был завершить свою работу; я принялся за нее с удвоенным рвением, так как считал, что сумею обнаружить и другие артефакты, прямо связанные с погибшим континентом. Моя надежда была вознаграждена, как ты увидишь в документе, означенном литерой B.

В 1883 году я изучал в Лувре собрание находок, сделанных при раскопках Тиуанаки в Центральной Америке. В числе их я нашел образцы гончарных изделий точно такой же формы и из того же материала, а также предметы из окаменевшей кости, в точности повторяющие те, что я обнаружил в бронзовой вазе из «сокровищницы Приама»! Сходство не могло быть случайным. Формы и узоры изделий были для того слишком сложными. Случайным совпадением нельзя было объяснить то, что два мастера в таких далеко лежащих друг от друга местах, как Центральная Америка и Крит, изготовили две вазы — я упоминаю лишь один предмет — абсолютно схожей формы и размера, украшенные характерными и одинаково расположенными совиными головами.

На вазах из Центральной Америки не было финикийских букв и каких-либо надписей. Я снова изучил находки, находившиеся в моем распоряжении, и путем анализа и всестороннего осмотра убедился, что надписи были нанесены уже после того, как были изготовлены сами изделия.

Мне удалось получить несколько фрагментов изделий из Тиуанаки, которые я подверг химическому и микроскопическому анализу. Эти исследования убедительно доказали, что и вазы из Центральной Америки, и вазы из Трои были изготовлены из одной и той же особого рода глины; позднее я со всей определенностью установил, что данная глина не встречается ни в Финикии, ни в Центральной Америке!

Металлические предметы я также подверг анализу, поскольку не мог определить, из какого металла они были изготовлены. Подобный металл мне никогда ранее не встречался. Химический анализ показал, что это был сплав платины, алюминия и меди — такое сочетание никогда еще не обнаруживалось в древних артефактах и поныне остается неизвестным!

Итак, в далеко лежащих друг от друга местностях были обнаружены совершенно похожие друг на друга изделия, без сомнения имеющие общее происхождение. Изделия эти не были финикийскими, микенскими или центральноамериканскими. Какое же напрашивается заключение? То, что в оба места они попали из какого-то общего центра. Надписи на моих находках указывали на этот центр — то была Атлантида!

Далее, эти изделия благоговейно почитались, на что указывало само их присутствие в «кладе Приама» и особый сосуд, где они хранились. Характер их не оставлял сомнений в том, что они использовались для священных церемоний и происходили из одного храма. Являлись ли они осколками культа, который существовал в Атлантиде и который эта великая страна распространила на свои колонии и так далеко отстоящие друг от друга земли, как древний Крит и Центральная Америка? Рассылались ли эти предметы метрополией, как сегодня христианские страны рассылают Библии — и как Египет рассылал в свои колонии статуи Изиды и алтарные принадлежности богини?

Это невероятное открытие и слабеющее здоровье заставили меня ускорить исследования. В музее Санкт-Петербурга я обнаружил один из древнейших известных нам папирусных свитков. Он был составлен в период правления фараона Второй династии Сента, или за 4,571 год до Рождества Христова. В свитке рассказывается, как фараон направил экспедицию «на Запад» в поисках следов «страны Атлантиды», откуда «3,350 лет тому прибыли предки египтян, привезшие с собою всю мудрость своих земель». Экспедиция вернулась через пять лет, сообщив, что ни людей, ни изделий, которые могли пролить свет на местонахождение исчезнувшей страны, найти не удалось. Другой свиток папируса из того же музея, написанный египетским историком Манефоном, упоминает период в «13,900 лет правления мудрецов Атлантиды». Согласно папирусу, было это в самом начале египетской истории, приблизительно 16,000 лет назад.

Надпись, найденная мною на «Львиных воротах» в Микенах, гласит, что Мисор, от которого, в соответствии с данной надписью, произошли египтяне, был сыном Тааута или Тота, бога истории, сам же Тааут являлся изгнанником; он был сыном «„жреца из Атлантиды, который полюбил дочь царя Кроноса, бежал с нею и после долгих странствий очутился в Египте“. Он построил первый храм в Саисе и учил там жрецов премудрости родной страны. Полный текст данной надписи чрезвычайно важен, и я держал его в секрете. Ты найдешь ее среди бумаг, помеченную литерой D».

Новая водолазная броня, разработанная шевалье Пино и способная выдерживать чудовищное давление воды, будет использоваться английской экспедицией, направляющейся на поиски сокровищ Атлантиды.

Я могу привести здесь только небольшую часть громадного количества доказательств и материальных свидетельств существования Атлантиды, собранных моим дедом. Поэтому я вынужден перейти к заключительным строкам этого удивительного документа:

«Одна из табличек, найденных мною при раскопках Трои, содержит медицинский трактат египетских жрецов — на протяжении многих веков существовала связь между Критом и Египтом — где говорится об удалении глазной катаракты и кишечных язв хирургическим способом. Я видел почти такое же описание в одной испанской рукописи, хранящейся в Берлине; автор рукописи ссылается на ацтекского жреца из Мексики. Этот жрец почерпнул рецепт в древнем манускрипте майя.

В заключение я должен заметить, что ни египтяне, ни народ майя, создавший культуру Центральной Америки до ацтеков, не были выдающимися мореплавателями. Они не располагали кораблями, способными пересечь Атлантический океан. И они никогда этого не делали. Мы можем отбросить и посредничество финикийцев как связующего звена между полушариями. Однако же подобие образа жизни и цивилизации египтян и майя так велико, что его никак нельзя считать случайным. Природа истории не знает таких случайностей. Единственное возможное объяснение состоит в том, что, как гласит легенда, во время оно существовал огромный континент, соединявший земли, называемые нами сейчас Новым Светом, со старым. В те времена нынешние Европа и Америка, возможно, были населены чудовищами. В Африке обитала, вероятно, обезьяноподобная негритянская раса. Человек в современном смысле слова еще не взял верх. Но была земля, где процветала цивилизация ничуть не менее, а быть может, и более развитая, чем известна нам теперь. Ее окраины были границами дикого мира. Это была Атлантида. Атлантида основала колонии в Египте и в Центральной Америке».

Я понял, что несмотря на все удивительные свидетельства, оставленные дедом и превышавшие самые смелые мечты, мне предстоит решить серьезнейшую задачу. Имелись и другие заметки, а также отсылки к материальным свидетельствам, хранившимся в тайном сейфе в Париже, но здесь же был строгий наказ держать все дело в секрете, пока я, последовав наставлениям деда, не завершу свои исследования.

Шесть лет я неустанно трудился в Египте, в Центральной и Южной Америке и во всех археологических музеях земного шара. Я открыл Атлантиду. Я получил решающие доказательства существования этого великого континента и удостоверился, что он был истоком всех цивилизаций исторической эпохи.

В ходе изысканий я намеренно стремился к уединению: журналисты не должны были добраться до меня, любопытство публики не должно было помешать моей важной и серьезной работе. Я не собираюсь изменять этим принципам, пока не завершу свою книгу. По этим причинам я до сих пор бежал известности и внимания прессы и не вступал в какие-либо сношения с теми или иными научными экспедициями. Я индивидуалист и занимаюсь своими изысканиями в частном порядке. Тем не менее, я решил принять приглашение данной газеты и на страницах ее раскрыть секрет моего прославленного деда, рассказать о некоторых своих открытиях и объяснить, почему я считаю себя первооткрывателем Атлантиды. Далее я расскажу, что случилось после того, как я ознакомился с документами Генриха Шлимана.

Я немедленно отправился в Париж, чтобы осмотреть тайную коллекцию. Ваза, увенчанная головой совы, была единственной в своем роде; неоспоримо было и чрезвычайно древнее происхождение изделия. На вазе я прочитал надпись, сделанную финикийскими буквами: «От Кроноса, царя Атлантиды». Много дней я не решался разбить ее, считая, что последнее письмо деда могло быть написано в помутнении рассудка, вызванном приближением смерти. Я не понимал, зачем нужно разбивать сосуд. Может быть, он нашел другие вазы, подобные гиссарлыкской, и разбил их. Возможно, он сохранил последнюю вазу, чтобы передать продолжателю своего дела решающее доказательство. Все это я излагаю с некоторыми колебаниями, так как моя история отдает чистейшей романтической фантазией. Но это истинная правда.

В конце концов я разбил вазу. Я был немало изумлен, когда из донышка выпала квадратная светлая пластинка серебристого металла; на ней имелось странное изображение и надпись, причем подобные иероглифы или надписи мне никогда раньше не доводилось видеть. Они находились на лицевой стороне этой монеты или медальона. На обратной стороне древнефиникийскими буквами была выгравирована следующая надпись: «Создано в Храме Прозрачных Стен». Как попало в вазу это металлическое изделие? Я не знал. Горлышко было слишком узким, и сквозь него пластинка не прошла бы. Но она лежала передо мной: очевидно, при изготовлении вазы она была сокрыта в глиняном основании — и моему деду, несомненно, было известно, что она там находится.

Если ваза происходила из Атлантиды, металлический предмет также вел свое происхождение оттуда. Но при осмотре его я убедился, что финикийские буквы были выгравированы уже после того, как изделие подверглось чеканке, образовавшей изображения на лицевой стороне. До сих пор это остается для меня загадкой. Однако свидетельства налицо.

Помимо металлического изделия, я нашел в коллекции и другие артефакты, происходившие, по словам деда, из Атлантиды. Там было кольцо из того же странного металла, что пошел на изготовление монет или медальонов, был не менее странная фигурка слона, вырезанная из окаменелой кости, невероятно архаичного вида ваза и некоторые другие предметы, но на них я сейчас не стану останавливаться. Имелась и карта, с помощью которой египетский мореплаватель искал Атлантиду. Я собираюсь использовать эти находки в дальнейшей работе — и кроме того, согласно наказу деда, не имею права о них рассказывать. Достаточно сказать, что ни один ученый не сможет поставить под сомнение их подлинность. На вазе с совиной головой, архаической и бронзовой вазах, а также на кольце наличествовали финикийские надписи. На фигурке слона и монетах надписей не было.

В круге изображена ваза с совиной головой, найденная д-ром Шлиманом в Микенах. Финикийскую надпись можно видеть над головой совы.

Дед писал, что мне следует обратить внимание на развалины храма в Саисе и долину Чакуна в Америке. Сперва я прибыл в Египет и приступил к раскопкам у руин Саиса. Долгое время поиски шли безуспешно. Я обнаружил любопытные ритуальные и астрономические объекты, но никаких следов того, что искал.

Но однажды я познакомился с египетским охотником, который показал мне собрание старинных медальонов, найденных им в саркофаге одной из близлежащих гробниц. Каково же было мое удивление, когда я увидел в его коллекции два медальона того же вида и размера, что и пластинка светлого металла, найденная мною в вазе из Трои! Детали изображений были не так хорошо проработаны, не имелось и надписей, но сомнений быть не могло — они происходили из того же источника. Я приобрел их у охотника и затем осмотрел саркофаг. Гробница принадлежала священнику Первой династии. Она была исключительно древней. Больше ничего интересного, однако, в ней не было — для меня.

Но разве я не продвинулся в своих исследованиях? Я обладал монетой из троянской вазы, каковая, если мой дед не ошибался, происходила из Атлантиды. И у меня были два похожих изделия из саркофага жреца Первой династии в храме Саиса, того самого храма, где хранились хроники Атлантиды и где жрец читал их Солону — храма, основанного атлантом, бежавшим с «дочерью Кроноса», царя, чье имя значилось на вазе из Гиссарлыка, внутри которой хранилась монета! Как все это объяснить?

Я призвал на помощь двух виднейших французских специалистов по геологии, и мы вместе обследовали западное побережье Африки, обращая особенное внимание на те местности, что по мнению деда были связаны с древней Атлантидой. Как оказалось, все побережье было покрыто следами вулканической деятельности. На некотором расстоянии от берега свидетельства вулканической активности резко обрывались. На протяжении многих миль берег казался частью земли, оторванной от африканского континента вулканическим извержением. Здесь я обнаружил предмет неизмеримой ценности. Это была детская головка, выполненная из того же металла, что кольцо и медальоны. Она вросла в затвердевшую корку вулканической скалы древнейшего происхождения. Химический анализ показал, что она была изготовлена из того же необычного сплава, который я описывал выше.

Я не могу привести здесь все подробности геологических изысканий. Однако они оказались чрезвычайно важны, и вдобавок их поддерживают свидетельства независимых специалистов.

Я поехал в Париж и разыскал там владельца коллекции древностей из Центральной Америки, о котором упоминал дед. Тот согласился во имя науки пожертвовать собственной вазой с совиной головой. Я разбил вазу.

В осколках лежало металлическое изделие точно такого же размера, сделанное из точно того же материала, что и имевшиеся у меня три предмета! Единственное различие заключалось в расположении иероглифов!

У меня оказались три звена единой цепи. Монеты из тайного собрания деда. Монета из вазы, изготовленной в Атлантиде. Монеты из египетского саркофага. Монета в вазе из Центральной Америки. И, наконец, детская головка с марокканского побережья!

Я тотчас отправился в Центральную Америку, в Мексику и Перу. Я копал древние кладбища и вел раскопки в городах. Кладбище в долине Чакуна, где похоронены чиму, дало мне неоценимые ключи к разгадке. Скажу только, что хотя я и нашел фрагменты ваз с совиными головами, медальонов больше обнаружить не удалось. Но прочие находки были не менее важными. Найденные мною надписи потрясут мир. В пирамиде Теотиуакана я обнаружил другие медальоны из того же сплава, но с иными иероглифами!

У меня есть причины считать, что сорок тысяч лет назад эти странные металлические пластинки использовались в Атлантиде в качестве монет. Мои доводы основываются не только на моих собственных исследованиях, но и на работах деда, о которых я не упоминал.

«Храм Прозрачных Стен» был одной из национальных сокровищниц Затерянного Континента. Атланты и вслед за ними египтяне, майя и чиму являлись иератическими народами; вполне естественно, что храм у них выступал центром и краеугольным камнем политической и социальной жизни, а также колыбелью искусств, наук, образования и религии. В числе фактов, о которых я намереваюсь сообщить в своей книге, содержатся ясные указания на Город Золотых Ворот, как его называли, и два совершенно четких упоминания Храма Прозрачных Стен.

Храм Прозрачных Стен у атлантов представлял собою публичную институцию. Происходившее в храме было открыто для масс. Носит ли потому слово «прозрачные» символический характер или же у атлантов и впрямь существовал храм с прозрачными стенами? Ответить я не могу. Однако я могу доказать, что финикийцы заимствовали свои познания в стекольном деле у «народа, жившего за Геркулесовыми столпами». Необходимо добавить, что государство, которое пользовалось древними медальонами как эквивалентом труда, располагало более передовой денежной системой, нежели наша.

Два других предмета, обнаруженных в той же коллекции. Как считается, они ведут происхождение из Атлантиды.

В связи с недостатком места я не говорю об иероглифах и других обнаруженных мною доказательствах того, что цивилизации Египта, Микен, Центральной Америки, Южной Америки и Средиземноморья имели общее происхождение. Эти доказательства неопровержимы. Перехожу к переводу рукописи майя, входящей в состав знаменитой коллекции ле Плонжона — Троанскому манускрипту. Сегодня его можно видеть в Британском музее. Манускрипт гласит:

«В 6-м году Кан, 11 Мулука месяца Сак, начались ужасные землетрясения и продолжались без перерыва до 13 Чуэна. Жертвой их пала страна глиняных холмов, земля Му. Дважды вздыбилась земля и затем весь тот край внезапно исчез за одну ночь, испытывая постоянное сотрясение от подземных потоков огня. Оставаясь в заточении, они заставили землю в различных местах несколько раз оседать и подниматься. И наконец поверхность земли разверзлась и десять стран были разорваны и рассыпаны по сторонам. Они ушли в пучину морскую с 64,000,000 жителей за 8,000 лет до написания этой книги».

Среди хроник старинного буддийского храма в Лхасе можно найти древнюю халдейскую рукопись, созданную за 2,000 лет до Р. Х. В ней говорится:

«Когда звезда Бал пала на место, где теперь только море и небо, Семь Городов с их Золотыми Воротами и Прозрачными Храмами содрогнулись и затрепетали, как древесные листья в бурю. И вот разлился огненный поток и дым поднялся над дворцами. Отчаянные стоны и вопли множества людей наполнили воздух. Они искали спасения в своих храмах и цитаделях. И тогда мудрец Му, жрец Ра-Му, встал и сказал им: „Разве я не предсказывал этого?“ И женщины и мужчины, украшенные драгоценностями, в сверкающих одеждах, жалобно взмолились: „Му, спаси нас!“ И Му отвечал: „Вы умрете вместе с рабами вашими и богатствами, и из вашего праха восстанут новые народы. Если же забудут они, что превосходство их не в том, что они надевают, но в том, что даруют миру, их постигнет такая же участь!“ Слова Му утонули в пламени и дыме. Страна и ее обитатели были разорваны на куски и за несколько месяцев поглощены бездной».

Чем объяснить, что эти два рассказа — один из Тибета, другой из Центральной Америки — повествуют об одном и том же катаклизме, что в обоих упоминается страна Му?

Когда я раскрою все известные мне факты, никакой тайны здесь не останется.

Позвольте мне теперь вернуться к цитировавшемуся выше документу деда, который лег в основу моих изысканий. Рассказав о надписи, найденной им в микенских толосах, он продолжает:

«Религия Египта сводилась главным образом к поклонению солнцу. Ра был солнечным богом египтян. Такой же была и религия майя в Центральной Америке. Ра-На был солнечным богом жителей древнего Перу.

Мои долгие археологические исследования различных народов доказывают, что у всех этих народов бывали периоды раннего детства и зрелости. Но я не обнаружил никаких следов незрелого, дикого Египта или грубой и варварской эпохи у народа майя. Оба эти народа созрели очень рано и быстро стали искусными, сильными, просвещенными. Я не могу указать на период, когда они не умели бы организовывать труд, не знали бы, как рыть каналы, строить дороги, возводить пирамиды и храмы; не знаю и времени, когда им были бы неизвестны медицина, астрономия, принципы упорядоченного правления. Как и майя, египтяне были моногамны; свои города и храмы они строили в одном и том же стиле, демонстрируя технические познания, которые остаются загадкой для инженеров современности. Ни египтяне, ни майя не были чернокожими, но обладали желтой кожей. У обоих народов имелись рабы и образованное сословие, но отношения между классами были сердечными и гуманными. Они разделяли общие принципы государственного правления.

Зигфрид и дракон. Сееврный пантеон и герои, как и греческие, были только воспоминанием о действительные царях, царицах и героях Атлантиды, говорит д-р Шлиман. Легенда о Зигфриде, как и греческая легенда о Тезее, истинна и отражает действительные приключения атлантов, живших много веков назад.

В ритуалах Египта и Перу, как установил Лепсиус, использовались те же священные символы. Ле Плонжон, выдающийся французский археолог, нашел в руинах Чечен-Ицы на Юкатане скульптуру хромоногого бога, который обладал всеми атрибутами великого египетского бога Тота!

Египетские и американские пирамиды были покрыты с внешней стороны толстым слоем гладкого и блестящего цемента такой крепости, какой не в силах добиться наши строители. Гумбольдт считал, что пирамида Чолулы схожа с храмом Юпитера в Беле.

И в Америке, и в Египте пирамиды строились в едином стиле. Я обнаружил, что пирамиды по обе стороны Атлантического океана ориентированы астрономически и их четыре грани, как четыре конца креста, направлены в те же стороны. В обоих случаях линия, проведенная через центр, является астрономическим меридианом. Одинакова и их конструкция со ступенями и постепенным возвышением к вершине, и в обоих случаях крупнейшие пирамиды посвящены солнцу».

КАКОЙ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО БЫЛА ДРЕВНЯЯ АТЛАНТИДА

Громадный остров в Атлантическом океане против Средиземного моря; остаток могучего континента, который некогда простирался от западных берегов Африки и Европы до берегов Центральной Америки. Древнему миру Атлантида была очень хорошо известна.

За один день и одну ночь она погибла в катаклизме вулканических извержений и затонула в морских глубинах, унеся с собою миллионы обитателей. Лишь немногие остались в живых.

То было место, где человечество впервые перешло от варварства к цивилизации, более передовой, чем наша собственная.

На протяжении сотен тысяч лет Атлантида развивалась и завоевывала мир. Она колонизировала Египет, западные берега Африки и Европы, Центральную Америку, берега Мексиканского залива, долину Миссисипи, тихоокеанское побережье Южной Америки, Средиземноморье, Балтику, Черное и Каспийское моря. Это была колыбель цивилизации — цивилизация античного мира и наша сегодняшняя цивилизация являются прямыми побегами древа атлантической культуры.

Память расы атлантов обнаруживается в библейских легендах о райском саде, греческом саду Гесперид, скандинавском Асгарде, кельтском Тир на Ног и во всех легендах о чудесной и таинственной стране, где обитают боги или богоподобные смертные.

Истории о Потопе, версии которых можно найти в мифах почти всякой древней и современной расы — не более чем воспоминание о гигантской катастрофе, уничтожившей Атлантиду; выжившие разнесли весть о ней по всем колониям утраченной страны, то есть по всем цивилизованным областям тогдашнего мира.

И точно так же бегство некоторых атлантов по узкому мосту суши, соединявшему Атлантиду с современной Британией, сохранилось в виде легенды о радужном мосте с острым как бритва краем, который скандинавы считали единственной дорогой в Асгард, место пребывания богов, в известной из религиозных книг Средневековья дороге в преисподнюю и в схожих легендах индусов, майя и туранцев.

Боги и богини древних греков, финикийцев, индусов и скандинавов были попросту царями, царицами и героями Атлантиды, и деяния, которые приписывают им мифы, являются искаженными воспоминаниями о действительно происходивших исторических событиях.

Религии Египта, Перу и майя, исчезнувшего народа, который построил забытые города Центральной Америки — на руинах этой цивилизации ацтеки воздвигли свою империю — первоначально были религией Атлантиды.

Старейшей колонией Атлантиды был Египет, чья культура являлась всего только провинциальным воспроизведением культуры метрополии. Затем последовали колонии в Перу и Центральной Америке.

Финикийский алфавит, прародитель всех европейских алфавитов, произошел от алфавита Атлантиды; этот же алфавит атланты передали майя. Символы и иероглифы и Египта, и майя происходят из одного и того же источника, что объясняет их схожесть, слишком значительную для того, чтобы являться случайной.

Атлантида была исходной точкой зарождения индоевропейской, равно как семитской и, возможно, туранской семьи народов.

Атлантам было прекрасно известно электричество, сила пара и другие естественные силы. У них также имелись аэропланы, пароходы и взрывчатые вещества. Они были выдающимися инженерами и первыми начали обрабатывать железо. Громадные количества золота, серебра и исчезнувшего металла под названием орихалк использовались ими для украшения зданий.

КТО ТАКОЙ Д-Р ГЕНРИХ ШЛИМАН И КАКИЕ СОКРОВИЩА ОН НАШЕЛ

Генрих Шлиман, чьим трудам предстояло придать новый импульс изучению древней Греции и положить начало открытию неизвестного мира древности, родился в Нойбукове, в германском герцогстве Мекленбург-Шверин, 6 января 1822 года. Он был сыном сельского пастора. Он был немногим старше семи, когда получил в подарок детскую книгу, излагавшую историю мира; картинка, изображавшая разрушение Трои, произвела на него глубокое впечатление. Уже в этом возрасте он поклялся найти этот город, когда «сделается богачом». В возрасте десяти лет он написал сочинение о Троянской войне, за которое получил премию.

Однако отец его был беден, и Шлиману, несмотря на все мечты, пришлось заниматься самым прозаическим трудом. В Санкт-Петербурге, во время Крымской войны, он тайно женился на русской аристократке. Благодаря ей он стал поставщиком русской армии и разбогател. В 1850 году, вынужденный покинуть Россию, он приехал в Америку, отправился в Калифорнию и стал американским гражданином. В Америке он вновь сколотил состояние и в 1868 году выехал в Грецию, собираясь воплотить свою мечту в жизнь.

Шлиман был блестяще одарен, в чем превосходил любого археолога того времени, а его замечательные прозрения шли вразрез с общепризнанными мнениями и были невероятно точны; поэтому ему сопутствовал мгновенный успех. По словам одного из ученых коллег, «если бы это не казалось таким абсурдным, можно было бы решить, что Шлиман — реинкарнация какого-то древнего микенца и просто вспоминает, где нужно искать». Во всяком случае, он начал раскопки в Гиссарлыке в 1870 году и в 1873 году нашел «великий клад Приама». Всегда утверждалось, что Шлиман скрыл часть сокровищ, и чудесная история его внука тому свидетельство.

Шлиман начал с девственной почвы и, конечно, первый обнаруженный им город был наиболее древним. Сокровище он нашел во втором городе. Этот город он принял за древнюю Трою. Но выше находились развалины семи других городов.

Позднее было доказано, что шестой город и являлся древней Троей! Второй город был неизмеримо старше; по очень осторожной оценке, он был разрушен за 20,000 лет до Р. Х.! Это был могущественный город с циклопической архитектурой и весьма развитой культурой. Все это очень важно в свете сообщения, что именно там была найдена ваза «Кроноса из Атлантиды». Жрецы Саиса рассказали Солону, что Атлантида погибла за 9,000 лет до его прибытия в Египет. Это доказывает, вероятно, что второй город был столицей атлантической колонии и что метрополия еще существовала в то время, когда сокровище было спрятано во втором городе!

Спор с турецким правительством по поводу клада прервал раскопки в Гиссарлыке, и Шлиман обратил свое внимание на Микены, историческую столицу царя Агамемнона из «Илиады» на острове Крит. Он раскопал замечательные Львиные ворота, знаменитые шахтные и куполообразные гробницы, но только сейчас стало известно о найденной им в гробницах надписи. Здесь же он нашел самое великолепное сокровище, какое когда-либо открывалось взору исследователя.

Там было бесконечно много золота. Из золота были изготовлены чеканные маски и множество других предметов.

Можно сказать, что клад содержал и гораздо более драгоценные находки, прямо связанные с Атлантидой, которые д-р Шлиман держал в секрете, как и открытия, сделанные им во втором городе Трои. О них в надлежащее время расскажет его внук.

О прочих необычайных открытиях д-ра Шлимана на Крите можно прочитать в отчетах о раскопках. В 1890 году исследователь умер.

Эта краткая биографическая заметка показывает, каким великим и влиятельным первооткрывателем был человек, чей внук говорит с наших страниц, и на чем основывается его статья, содержащая поразительные утверждения, которые без сомнения вызовут некоторое недоверие.

АТЛАНТИДА ПАУЛЯ ШЛИМАНА

Утром двадцатого октября 1912 года читателей газеты New York American ждала сенсация. Год тот, предпоследний год мирной жизни (а кто-то сказал бы, девятнадцатого века) выдался урожайным на сенсации. Китай стал республикой. Соединенные Штаты вторглись в Никарагуа, Гондурас и на Кубу. Пошел ко дну «Титаник». Луна сблизилась с Землей. Над Холбруком, в Аризоне, взорвался метеорит…

Но эта сенсация угрожала затмить даже антарктический подвиг Роальда Амундсена, который 7 марта телеграфировал всему миру, что достиг Южного полюса. Сенсация целиком заняла газетный разворот, щедро украшенный иллюстрациями и редакционными врезками. Шутка ли — таинственный археолог-затворник, внук самого великого первооткрывателя Трои Генриха Шлимана, сообщает об открытии Атлантиды!

Читатели жадно глотали газетные строки. Кто станет их винить? Вон ведь, что творится. Человек побывал на полюсе! Впервые выпрыгнул с парашютом из аэроплана! Сообщение Пауля Шлимана пересказывали газеты Америки и Европы, обсуждали маститые ученые. В суматохе как-то забылось, где именно оно впервые было напечатано — газета New York American считалась оплотом «желтой журналистики», и сам этот термин прочно связывался с владельцем издания, Уильямом Рэндольфом Херстом.

И ладно бы газета — хвастливая статья так и кричала о мистификации. В ней были все ингредиенты бульварного романа: тайные сейфы, золотые клады, вкривь и вкось нацарапанное дрожащей рукой завещание, головокружительные перемещения по земному шару и холод древних гробниц. Недоставало только роковой красавицы, но роль ее с успехом исполняла загадочная, вечно ускользающая и недоступная Атлантида.

Пауль Шлиман рассыпал по статье и другие ключи и ключики. Он совершал непростительные для археолога ошибки. Простить еще можно было, пожалуй, необычайный серебристый сплав платины, серебра и алюминия (хотя металлический алюминий был впервые и с немалыми трудностями получен лишь в XIX веке). Кто знает, каких высот достигла технология атлантов? Вот и газета заверяет, что атланты колонизировали полмира, что цивилизация их опередила все достижения современности, что у атлантов имелись электрические машины и паровые механизмы, аэропланы и пароходы…

Но сплава Паулю Шлиману показалось мало. Древний боливийский город Тиуанако он разместил в Центральной Америке — и ошибся в написании его названия. Он смело приводил имена неизвестных науке египетских фараонов, цитировал вымышленные папирусы и утверждал, что египетские и американские пирамиды были облицованы блестящим цементом поразительной крепости. Не моргнув глазом, он писал о «финикийских иероглифах» (финикийское письмо было фонетическим). К концу статьи Шлиман и вовсе разошелся: переместил «Троанский кодекс» майя из Мадрида в Британский музей, а в буддистском монастыре где-то в Лхасе обнаружил халдейскую, то есть вавилонскую рукопись — какой в природе и быть не могло, потому что писали в древнем Вавилоне на глиняных табличках.

Ошибки и выдумки Пауля Шлимана можно перечислять еще долго. Главное же заключалось в том, что все его сведения об Атлантиде были заимствованы из нескольких популярных книг, написанных оккультистами или учеными-любителями. Например, из «Атлантиды: Допотопного мира» (1882) американского конгрессмена Игнациуса Донелли, «Истории Атлантиды» теософа Уильяма Скотта-Элллиота (1896), писаний Елены Блаватской и самодеятельного археолога и фотографа Августа ле Плонжона.

Неудивительно, что когда публика потребовала у Шлимана объяснений и доказательств, он немедленно исчез. Нет, внук Генриха Шлимана не отправился в одно из своих таинственных путешествий — позднее энтузиасты поисков Атлантиды установили, что никакого внука по имени Пауль или Павел (эта русифицированная версия приводится в некоторых русских источниках) у героя Трои и Микен не было. Удивительней другое: многие атлантологи, если и не приняли сочинение Пауля Шлимана за чистую монету из серебра, платины и алюминия, все же решили, что некое зерно истины в нем имеется. Как видно, им очень не хотелось расставаться с прекрасной мечтой о секретном сейфе, где хранятся найденные Генрихом Шлиманом артефакты из Атлантиды… А вдруг?.. Чем черт не шутит?..

Трагически погибший в нацистской тюрьме русско-немецкий атлантолог Александр Бессмертный, готовя к печати свою книгу «Тайна Атлантиды: История и истолкование гипотезы об Атлантиде» (1932), обратился за разъяснениями к соратнику Шлимана, известному археологу Вильгельму Дерпфельду. Тот ответил, что Шлиман никогда подробно не занимался вопросом Атлантиды — хотя иногда говорил на эту тему и, может быть, составлял какие-то заметки.

Это ничуть не смутило атлантолога-любителя Эгертона Сайкса: в 1952 г. он опубликовал в январском выпуске журнала Atlantis документ, который получил название «завещания Генриха Шлимана». «Завещание» представляло собой всего-навсего извлеченные из статьи Пауля Шлимана и сгруппированные в виде единого текста выдержки из «письма» археолога. Сайкс вбросил в атлантологический мир еще одну сенсацию — Пауль Шлиман не был выдуманной личностью, он жил на яхте в нью-йоркском порту, а во время Первой мировой войны вступил в немецкую армию и погиб на фронте. Ссылался он при этом на сведения, полученные от путешественника, авантюриста и фантазера Фредерика Митчелла-Хеджеса.

Тут уж не выдержал и такой скептический сторонник научной атлантологии, как советский корреспондент Сайкса, Николай Жиров. А нет ли все-таки в Эрмитаже каких-то неведомых папирусов? А вдруг? В 1954 году он обратился в Эрмитаж. На запрос Жирова видный египтолог Исидор Лурье твердо отвечал: таких свитков не существует.

Жиров закономерно пришел к выводу, что статья Пауля Шлимана являлась «мистификацией, основанной на второстепенном материале» — и призвал коллег раз и навсегда «исключить „документ“ Пауля Шлимана из списка трудов, требующих внимания научной атлантологии».[1] Прислушались далеко не все коллеги: в атлантологических кругах нет-нет да и появляются последователи Сайкса, рассуждающие о Пауле Шлимане и «замалчивании» его открытий.

С откровениями «внука Шлимана» русского читателя ознакомила Екатерина Андреева, которая включила в свою популярную книгу «В поисках затерянного мира (Атлантида)» (1961) сокращенный и довольно искаженный пересказ его статьи. Андреева отмечала и положительное влияние этой выдумки — благодаря газетной шумихе, связанной со статьей Пауля Шлимана, писала она, «загадка Атлантиды заинтересовала широкий круг образованных людей».

Любопытно, что у Пауля Шлимана нашелся в России прямой подражатель — черносотенный публицист и критик Михаил Меньшиков. В январе 1914 г. он выступил в газете «Новое время» со статьей «Открытие Атлантиды»; в ней рассказывалось о просвещенном московском купце, который снарядил на поиски Атлантиды судно, оснащенное гигантскими лапами-захватами. Экспедиция сумела поднять со дна статуи, обломки обелисков с иероглифами и различную утварь; наконец, лапы подцепили герметически запаянный бронзовый гроб, где лежал в анабиозе, древний атлант, «выходец из 130 века до Рождения Христа», «Гоормес, жрец и потомок жрецов». Как поведали находившиеся в гробнице папирусы, Гоормес и другие жрецы, скрывая от народа надвигающуюся катастрофу, погрузили себя в многовековую спячку, чтобы «когда-нибудь ожить и рассказать великую драму Атлантиды». Образцом для этой бесшабашной публикации, очевидно, послужила статья Шлимана, о которой Меньшиков мог узнать из европейских газет.[2]

Меньшиков, понятно, и не ждал, что его фантазия будет воспринята всерьез, а устами древних атлантов частично излагал собственные взгляды. Но надеялся ли его неизвестный предшественник, называвшийся «Паулем Шлиманом», провести доверчивую публику? Возможно. И очень может быть, что его изящная мистификация призвана была поднять на смех это легковерие заодно с модной атлантоманией — слишком много, как сказано выше, в статье подсказок, ключей и ключиков, слишком много несоответствий и ошибок, которых легко можно было избежать. «Если уж вы готовы и в это поверить, пеняйте на себя» — словно говорит ехидный автор.

Как бы то ни было, «Паулю Шлиману» удалось написать вполне неплохой и увлекательный фантастический рассказ. «Он все смешал в одной супер-фантазии: Атлантиду и Му, Платона, ле Плонжона, майя, Тиуанако, финикийцев и многое другое — и связал все это воедино раскопками Шлимана в Трое» — писал американский фантаст Роберт Силверберг.[3] Сегодня на основе придуманного «Паулем Шлиманом» сюжета наверняка написали бы роман, а то и сняли бы приключенческий боевик в духе саги об Индиане Джонсе.

Д. Р.

Примечания

1

Zhirov N. Atlantis: Atlantology: Basic Problems. Honolulu, 2001. C. 107.

(обратно)

2

Меньшиков М. О. Письма ближним: Открытие Атлантиды // Новое время. 1914. № 13591, 12 (25) января; № 13598, 19 января (1 февраля). Статья Шлимана ранее связывалась с сочинением Меньшикова в работе: Литвиненко Ю. Н. «Русская Атлантида» // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. 2008. Вып. 24. С. 279–280.

(обратно)

3

Silverberg R. Scientists and Scoundrels: A Book of Hoaxes. N.Y., 1965. C. 155.

(обратно)

Оглавление

  • КАК Я НАШЕЛ ПОТЕРЯННУЮ АТЛАНТИДУ, ИСТОЧНИК ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ
  • КАКОЙ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО БЫЛА ДРЕВНЯЯ АТЛАНТИДА
  • КТО ТАКОЙ Д-Р ГЕНРИХ ШЛИМАН И КАКИЕ СОКРОВИЩА ОН НАШЕЛ
  • АТЛАНТИДА ПАУЛЯ ШЛИМАНА Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Как я нашел Атлантиду», Пауль Шлиман

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства