По возвращении домой Нине дурно, Арбенин объясняет ей, что она отравлена. Теперь Нине не до игры с Арбениным – «... я жить хочу». Но он не хочет, чтобы она жила. Она умоляет послать за доктором, проклинает своего убийцу и умирает со словами – «Невинна перед Богом». Конечно, именно перед Богом, перед высшим судией...
Но надо остановиться еще и на фигуре Неизвестного. Вообще-то он «добрый гений» Арбенина, то есть любит его, втайне следует за ним. А ведь когда-то Арбенин вовлек его в мир азартной карточной игры, соблазнил, так скажем... Только карточной игрой, возможностью добыть легкие деньги соблазнил, или еще как-то соблазнил и бросил?..
И как бы сыграть, как бы воплотить на сцене эти две пьесы, заключенные в одной пьесе – и обе – о страстях человеческих... «Люди и страсти» - назвал Лермонтов одну из своих ранних драм, и назвал почему-то по-немецки – «MenschenundLeidenschaften»? И что он всем этим сказать хотел? Что русские страсти все-таки какие-то иные? Но об этом уже довелось говорить другим русским писателям – Гончарову, Тургеневу, Льву Толстому...
Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg -->
Комментарии к книге «Пьеса – Женщина – Судьба (о пьесе М.Ю. Лермонтова "Маскарад")», Фаина Ионтелевна Гримберг
Всего 0 комментариев