Сведения о начальном периоде становления
иврита, одного из множества семитских языков, которые
сформировались на Ближнем Востоке до начала
2 тыс. до н. э., довольно скудны. Литература на
некоторых семитских языках, например аккадском,
возникла довольно рано, но памятники ивритской
письменности появляются лишь после Х в. до н. э.,
то есть когда израильтяне уже расселились в Ханаане
после исхода из Египта под предводительством
Моисея. Это значит, что предположительно исторические
повествования по меньшей мере первых
пяти книг Библии первоначально сохранялись не
в письменном виде, но в устной традиции. Поэтому
все библейские истории: о странствиях Авраама в
Ханаане, об освобождении евреев из египетского
рабства, о расселении израильтян во главе с Иисусом
Навином в Ханаане - являются устными свидетельствами,
собранными и отредактированными
в первый (но далеко не в последний) раз в Х в. до
н. э., В правление царя Давида и позже. Полное же
собрание текстов, составляющих Библию (не считая
греческий Новый Завет, который добавится только
в I в. н. э.), В нынешнем его виде сложилось лишь
спустя значительное время после Вавилонского
пленения евреев, иначе говоря, после 538 г. до н. э.
Книги, последними включенные в канон еврейской
Библии, по-видимому, относятся к 111-11 вв. до
н. э. - это Есфирь и Екклесиаст (111 в. до н. э.) И Даниил
(11 в. до н. э.). Ряд апокрифов, таких как Книга
15
Иудифь и Книга Премудрости Соломона, относятся
к 1 в. до н. э.
Большинству современных читателей Библия
представляется этакой сборной солянкой, разобраться
в которой весьма непросто; и тот, кто преисполняется
решимости прочесть ее от корки до корки,
обычно остывает после одной-двух книг. Хотя
излюбленные литературой темы - любовь и смерть,
наряду с их суррогатами, сексом и насилием, - занимают
в Библии весьма значительное место, она
изобилует утомительными ритуальными предписаниями
и картинами бесконечных сражений. Этот
удивительный труд нередко приводит в замешательство
современного читателя, пытающегося постичь
его значение и смысл, поскольку очень многие
приложили руку к его созданию и длилось оно много
веков.
Но чтобы понять самих себя, оценить собственное
Комментарии к книге «Дары евреев. Как племя, кочующее по пустыне, изменило образ мышления всего мира», Томас Кахилл
Всего 0 комментариев