наилучшим образом обеспечат людям
безопасность и счастье». Хотя работы
английского мыслителя и были популярны в
американских колониях, его абстрактная
философия не была рассчитана на то, чтобы
поднять народ на революцию. Эту задачу
выполнили в XVIII веке радикальные
последователи Локка, писавшие более
доступным, язвительным и страстным языком
и взявшиеся за философское рассмотрение
текущих проблем правления, прежде всего в
Британии. Важнейшим документом, созданным
в рамках этого направления, были «Письма
Катона» – серия газетных статей,
опубликованных в начале 1720-х годов в
Лондоне «истинными вигами» Джоном
Тренчардом и Томасом Гордоном. Если Локк
писал о революционном воздействии, которое
может быть уместно, когда правительство
покушается на гражданские свободы, то
Тренчард и Гордон доказывали, что
правительство всегда тяготеет к
уничтожению личных прав. В соответствии с
«Письмами Катона» человеческая история –
это летопись непрерывной борьбы между
властью и свободой, в которой власть всегда
готова к посягательствам на права и
свободы людей. Именно поэтому,
декларировалось авторами «Писем»,
общество должно с бдительной
враждебностью следить за тем, чтобы власть
оставалась ограниченной и никогда не
преступала положенных ей узких границ:
Из бесконечного числа примеров и изсобственного опыта нам известно, что люди,
обладающие властью, не только не
расстанутся с нею, но сделают всё, в том
числе всё самое злое и подлое, чтобы
сохранить её; и редко когда на земле
кто-либо отходил от власти, если мог её
сохранить… Представляется несомненным,
что ни благо мира, ни благо народа не
принадлежали к числу мотивов, по которым
эти люди либо сохраняли власть, либо
отказывались от неё.
Природа власти в том, чтобы всегдапреступать положенные ей границы и
превращать временные полномочия, даруемые
в особых случаях, в полномочия постоянные,
используемые обыденно, когда нет для того
никаких особых оснований, и никогда по
доброй воле не расставаться ни с какой
частью полученных привилегий...
Увы! Власть ежедневно, и со слишкомочевидным успехом посягает на свободу.
Баланс между ними уже почти утрачен.
Тирания завладела едва ли не всей землёй и,
нанося смертельные удары человечеству,
превращает мир в бойню и, конечно же,
продолжит его губить, пока либо он сам не
погибнет, либо, что вероятнее всего, в нём
не останется ничего, что ещё можно было бы
уничтожить [1].
Комментарии к книге «К новой свободе. Либертарианский манифест», Мюррей Ротбард
Всего 0 комментариев