«К вопросу о природе мышления»

1974

Описание

диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук



4 страница из 23
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

Философия Канта рассматривается нами как схоластически-систематизированное «самосознание» науки, или «позитивное» описание представлений науки о самой себе; это описание, будучи достаточно полным и откровенным (а мышление Канта именно таково), приводит к констатации того простого обстоятельства, что Наука — то есть вся совокупность научных дисциплин — диалектична, то есть кишит логическими противоречиями. Внешне это выражается в том, что в науке всегда наличествуют противоборствующие школы, стремящиеся во что бы то ни стало, не гнушаясь никакими средствами, одержать победу над противоположными воззрениями. Наука, если брать ее в целом, всегда являет собою картину «борьбы всех против всех» — «bellum omnia contra omnes», как говорит Кант, используя крылатую фразу Томаса Гоббса. Картина, хорошо знакомая и ученому XX века. [4]

«Диалектику» — в том непосредственно-негативном смысле этого слова, в котором оно понятно без длинных разъяснений, — Кант фиксирует как фактически-эмпирическую ситуацию внутри современной ему науки, показывая, что эта диалектика становится очевидной сразу же, как только научное мышление отваживается отдать себе отчет в способах своей собственной работы, в формах своего собственного движения. Если это сознание обладает элементарным мужеством и честностью — оно сразу же открывает, что антиномически противостоят не только разные школы в науке друг другу, но и внутри каждой из научных дисциплин незримо царствует та же самая диалектика — наличие положений, стоящих по отношению друг к другу в позиции чисто логического «отрицания»: — «А» то и дело соединяется с «не-A». Кант показывает, что внимательный логический анализ обнаруживает именно это терминологически замаскированное и на первый взгляд незаметное обстоятельство.

Обрисовав «диалектику» как наличное состояние теоретического («чистого») разума предшествующих столетий, Кант пытается — путем анализа логических оснований — понять это состояние не как случайное заблуждение ума, а как необходимый результат совершенно «правильных» (то есть совершающихся по всем правилам логики) действий человеческого мышления.

Комментарии к книге «К вопросу о природе мышления», Эвальд Васильевич Ильенков

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства