Фюзеляж — это то, к чему все крепится и то, в чем почти все помещается.
Фюзеляж крепко связан с центропланом.
Центроплан. Центральный план? А как он выглядит, этот самый план, и почему он центральный?
Очень скоро ты точно узнаешь, что центроплан — особая металлическая конструкция, соединяющая крылья с фюзеляжем. А сейчас, чтобы сделать малопонятное слово видимым, вспомни, как ты строил неуклюжий игрушечный самолет из «конструктора». Длинные рейки прикручивал к прямоугольной дырчатой пластинке. Так получалось крыло. Потом оно ложилось на коробку фюзеляжа и скреплялось с ней угольниками. Плоская пластина — модель взрослого, самолетного центроплана. Конечно, и центроплан и настоящие крылья не только во много раз больше «конструкторных», но и во много раз сложнее. И собирают их не из простых пластин, а из сотен деталей с мудреными названиями: продольные балки называются лонжеронами, поперечные пластины, придающие крылу форму и соединяющие между собой лонжероны, — нервюрами, а все вместе спрятанные под обшивкой детали составляют крыльевой набор.
1 — Кок. 2 — Винт. 3 — Капот. 4 — Шасси. 5 — Центроплан. 6 — Крыло. 7 — Кабина. 8 — Фюзеляж. 9 — Киль. 10 — Руль Поворота. 11 — Стабилизаторы. 12 — Руль высоты.
Присмотрись к рисунку, постарайся запомнить названия и расположение частей самолета.
А. Так выглядят внутренности самолета, если заглянуть под капот.
Б. А этот кусочек самолетного скелета — основа всей конструкции.
Крыло — самая важная часть самолета. Без фюзеляжей аэропланы существовали. Правда, это было давно — на заре авиации, когда самолеты называли «этажерками», когда летательные аппараты собирались из тоненьких жердочек и просвечивали в полете, словно игрушечные, — но это было. А вот самолета без крыльев не существовало никогда. Поэтому и говорят: авиация началась с крыла. Инженеры, между прочим, называют крыло несущей плоскостью — она, эта плоскость, основа всех основ.
Не стану перечислять всех частей самолета — самые главные названы на рисунке на странице 11.
Фюзеляж, как ты видишь, завершается небольшой, но очень важной для самолета надстройкой — хвостовым оперением. Хвостовое оперение состоит из киля, руля поворота, стабилизатора и руля высоты. Если б не эти рули, самолет летал бы только в одном направлении, только по одной дороге, как самая простая схематическая модель с резиновым моторчиком.
Комментарии к книге ««Вам — взлёт!»», Анатолий Маркович Маркуша
Всего 0 комментариев